Детско-юношеский некоммерческий клуб

технического творчества

г.Михайловск

 

СУ-27 рождение легенды

Российские Военно-Воздушные Силы, ныне Военно-Космические Силы, невозможно представить без самолетов семейства Сухого. Вместе с Мигами эти машины являются основными боевыми единицами ВКС Российской Федерации, выполняя целый ряд функций, которые сегодня легли на плечи реактивной авиации. Особого внимания заслуживает истребитель марки Су 27. Эта машина, поднявшаяся в воздух 40 лет назад, и сегодня представляет собой грозную силу, став основой фронтовой авиации Российских ВКС. Своим долголетием самолет обязан высокой культуре конструкторской мысли, которая способствовала закладке в конструкцию самолета огромного технологического ресурса.

Практически все современные летательные аппараты, вышедшие из стен ОКБ Сухого, продолжают поражать современников своими летно-техническими характеристиками. Самолеты марки Сухого идут в ногу с научно-техническим прогрессом. Время не властно над этими боевыми машинами. Российские истребители Су 27 — реальное тому подтверждение.

Процесс создания фронтового истребителя четвертого поколения

В 60-х годах фронтовая авиация во всем мире была представлена сверхзвуковыми машинами, которые, как показал опыт боевого применения, мало подходили для выполнения боевых задач в пределах фронта. В эпоху реактивной авиации приоритет в тактике воздушного боя был отдан скорости. Принято было считать, чем выше скорость, тем больше шансов захватить господство в воздухе, однако практика показала совершенно другой расклад. Советские Су-7, американский истребитель Ф-4 «Фантом» и французский «Мираж» носились над позициями противоборствующих сторон с огромной скоростью. Вооруженные пушками и ракетами эти машины напоминали собой реактивные снаряды, выполняющую функцию перехвата – «взял направление и выпустил».

Истребители 3-го поколения

Вести маневренный тактический бой на разных высотах ни одна из перечисленных машин не могла. Это не позволяла ни конструкция самолетов, ни двигательная установка. В ходе многочисленных военных конфликтов 60-х и начала 70-х годов, стало ясно, что истребительная авиация нуждается в машине, способной действовать непосредственно над линией фронта. Самолет должен был быть мощным и маневренным, хорошо

вооруженным и скоростным, вместе с тем обладая технологической гибкостью. В США на место «Фантомов» пришли современные истребители F-15 «Eagle» и F-16 «Fighting Falcon». В СССР ответом на появление новых американских фронтовых истребителей должен был стать Т-10, будущий Су 27, создаваемый в ОКБ Сухого.

Т-10

Позже к ним присоединятся советский МиГ 29 и американский F/A-18 «Hornet», французский «Dassault Mirage 2000» и шведский истребитель Saab JAS 39 «Gripen». Вся эта когорта относится к истребителям четвертого поколения. Основная и характерная черта для машин этого класса — наличие функций и возможностей для реализации новых тактических приемов воздушного боя. Этому способствовали возросшая энерговооруженность летательных аппаратов и в разы увеличившаяся мощность установленных на них средств вооружения.

Нельзя отрицать, что американцы являются пионерами в деле постройки истребителей 4-го поколения. Появившиеся на чертежах в конце 60-х годов их новые самолеты опережали темпы развития авиации лет на 10-15. В Советском Союзе опытный образец истребителя Су 27 поднялся в воздух только в 1977 году, когда их потенциальные соперники американские F-15A F-15B Eagle уже три года выпускались серийно.Истинные причины такого отставания кроются в нерасторопности и косности советской командной системы, лежащей в основе всего оборонно-промышленного комплекса. Еще в конце 60-х годов, когда стало очевидным что ВВС срочно нужен совершенно новый тип самолетов, был объявлен конкурс. В нем приняли участие две известные конструкторские фирмы Яковлева и Микояна, однако окончательного результата в результате рассмотрения конкурсных проектов достигнуто так и не было. Спустя два года к планам создания истребителя нового поколения полноценно присоединилось КБ Сухого, коллективу которого удалось создать опытный образец самолета Т-10.

В основу проекта будущего самолета легла схема двухкилевого высокоплана, успешно опробованная при создании заокеанских истребителей F-15.

F-15 Eagle